Урок 3. Стресс

Редакторское слово

Приветствую вас, учителя. Мы немного изменили порядок тем в выпусках еженедельника, но я думаю, что это не помешает вам вникнуть в содержание.

Этот выпуск выдался для меня одним из сложных. Я много знаю по исследуемой теме, хотелось изложить все самое интересное. Но увы, урок субботней школы не безразмерный. За 45 минут вы едва успеете дать своим ученикам желаемое.

В анализе урока я постаралась использовать литературу о стрессе из христианских психологических источников. И увы не всегда мое мнение совпадает с мнением автора Пособия этого квартала. Вы прочитаете об этом в параграфе "Служение другим - является ли оно способом избавления от стресса?" в разделе Прогрессивные цели.

Не увлекайтесь на уроке научным изучением терии стресса, предоставьте место Иисусу.

Бог да благословит!

@

Подготовлено Администратором ресурса

Посетите новые страницы нашего сайта!

Fish'ки

Литература по теме квартала

 

Сегодня в выпуске:

АЛГОРИТМ И ФРАГМЕНТЫ УРОКА

О классификации вопросов на уроке субботней школы можно прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

Алгоритм урока
(что за чем)

  1. Приветствие. Мотивация
  2. Блок урока: « Знакомство со стресс-факторами »
  3. Блок урока: « Антистресс-меры »
  4. Блок « Профилактика стресса » (Фрагмент не представлен. Сочинайте самостоятельно).
  5. Резюме и Домашнее задание.

Фрагмент « Знакомство со стресс-факторами »


Информационный вопрос

 

Вспомните, какая стрессовая ситуация приключилась с Илией? См. 3Цар. 17-19.

Весь отрывок можно не читать, он большой. Но можно попросить, чтобы участники обсуждения, гляда в библейский текст, перечислили вам основные события этих глав. Также приследуя Информационную (?И) цель, можно устроить БЛИЦ ОПРОС. Подробнее о нем - в разделе Фишки этого выпуска.


Аналитический вопрос

 

Из чего видно, что Илия переживает стресс, а не какое-то другое состояние? Какие события подтверждают это?

Ответ: Илия переживает стресс и вызванное им эмоциональное истощение. Это видно начиная с 4-го текста 19-й главы 3Цар. Стресс (адаптационная реакция) имеет 3 стадии (см. рисунок):

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Стадия мобилизации ознаменовалась событиями на Кармиле. Когда пророк молился о дожде, его силы были уже ослаблены. И наконец послание Иезавели застало пророка в стадии истощения.


Аналитический вопрос

 

Какие из событий, пережитых Ильей в 3Цар. 17-19, являются стресс-факторами?

Ответ: Смерть отрока вдовы из Сарепты, "Пойди покажись Ахаву", Всесожжение на горе Кармил (огонь с неба), Илия заколол пророков Ваала, Молитва о дожде, Илия бежал перед колесницей Ахава до самого Изрееля, Угрозы Иезавели.


Практический вопрос

 

Какие стресс-факторы могут повлиять на современного человека? На вас - ?

Предлагаем ученикам оценить свое состояние по Шкале стрессов Холмса. Ее можно скачать у нас на сайте:

  • Изложение теории стрессов + Шкала в тексте
  • Макет для печати "Шкала стрессов по Холмсу".

Скачать оба файла в архиве можно ЗДЕСЬ>>

РЕЗ

Резюме

 

Итак мы видим, что стрессам подвержены все! Как библейские герои, так и современные люди. Стресс - это синдром адаптации. В целом он полезен тем, что мобилизует все силы организма для какой-либо цели. Помимо пользы, стресс бывает вреден - это случаи непомерного напряжения и истощения сил организма. (Вспомните историю об Авицене и 2-х баранах). Анализируя стресс-факторы, можно заметить, что люди часто переживают "напрасный" стресс, которого можно было бы и избежать.

Фрагмент « Антистресс-меры »


Информационный вопрос

 

Какие меры по выходу из стресса применил Господь к Илии? См. 3Цар. 19:4-8.

Ответ: сон, здоровая пища, вода и физические агрузки. Плюс возможность выговориться, см. ст.14-15.


Информационный вопрос

 

Какой совет дает ученикам Иисус, чтобы те оправились от эмоциональной нагрузки? См. От Марка 6:31.


Аналитический вопрос

 

Как Иисус восстанавливал Свои силы?

  1. Лк. 5:16; 6:12;11:1; Мк. 1:35 (Уединение. Молитва. Рефлексия - самоанализ).
  2. Мф . 21:17  ; Мк. 11:11  (Дружба с семьей из Вифании, см. цитату в теме за СР, 12 января, Е.Уайт "Желание веков", с. 524).


Практический вопрос

 

Каким образом вы справляетесь со стрессами? Как выходите из стресса?

Стандартный (социально желательный) ответ: "Молюсь и читаю Библию" меня не удовлетворяет. Это конечно хорошо, что мы все молимся и читаем Бблию, но я бы хотела услышать что-либо конкретное. Предложите в классе поделиться на тему...

  • Какой пище вы отдали предпочтение, чтобы побыстрее выйти из стресса?
  • Как изменилось ваше суточное потребление воды, когда вы справлялись со стрессом?
  • Как обстояло дело с физической нагрузкой? Смогли ли себя уговорить выполнять упражнения?
  • Сколько спали? Спали ли дополнительно днем?
  • Была ли у вас возможность выговориться? Поддержал ли вас кто-либо из близкий друзей?
  • Какое утешение (обетование) от Господа вы получили, переживая стресс и напряжение?

РЕЗ

Резюме

 

В случае стресса (а такое случается с каждым) мы можем применить ряд простых мер. Об этих средствах мы читаем на страницах Библии, Духа Пророчества и в современных медицинских книгах. Это правильная еда, больше воды, больше отдыха, физические упражнения, солнце, воздержание, поддержка друзей и Господа.

Назад к оглавлению

МОТИВАЦИЯ. Как начать урок субботней школы?

В этом разделе вы узнаете, с чего лучше начать беседу субботней школы. Побробнее о "ледоколах" ЗДЕСЬ>>

1. Урок можно начать с проблемного вопроса

Итак, урок этой недели можно начать с одного из проблемных вопросов:

Спросите у себя в классе

?

Стресс - это хорошо или плохо?

 

Дело в том, что в одних случаях стресс оказывается нашим помощником, а в других - врагом.

О стрессе принято говорить как о чём-то однозначно отрицательном, вредном, нежелательном. Но такое отношение не всегда справедливо. В определённых ситуациях стресс в буквальном смысле этого слова может спасти человеку жизнь. Когда в августе 1967 года космонавт Алексей Леонов совершал тренировочный прыжок с парашютом, с ним произошло непредвиденное происшествие. Парашют раскрылся, но лямка обмотала ногу космонавта и зацепилась за металлическую спинку. В результате он летел вниз головой. Бывает, парашютисты ломают ноги. Легко представить, что случилось бы при приземлении на голову. Безусловно, при попадании в такую ситуацию у человека развивается очень сильная стрессовая реакция. Именно благодаря стрессу Алексей Леонов смог согнуть металлическую конструкцию и высвободить лямку. Приземление прошло удачно. Чуть позже четверо (!) космонавтов не смогли разогнуть металлическую спинку, чтобы придать ей первоначальную форму. Четверо сильных здоровых мужчин на земле не смогли сделать то, что смог сделать один в воздухе.

Стрессовая реакция может спасти человеку жизнь. Но при условии, что угрожающую жизни проблему можно решить посредством физических (мышечных) усилий. Стресс — это реакция битвы или бегства. И он способен дать человеку силу во время сражения или сверхскорость при бегстве от опасности.

Если же битва или бегство для разрешения проблемы не нужны (например, на работе), стресс может оказаться губительным. Как правило, жизнь в условиях современной цивилизации изобилует именно такими проблемами. Стресс есть, но он не нужен. Стрессовое напряжение накапливается в организме и вызывает целый ряд неблагоприятных последствий. Именно поэтому навыки управления стрессом становятся всё более актуальными.

Когда вы задите этот вопрос у себя в классе, не торопитесь переходить к основной теме. Проблемный вопрос "разогревает" группу. Все ваши ученики могут эффективно включиться в беседу.

 

Уточните вопрос: Каким образом "стресс-друг" превращается в нашего "врага"? (Интенсивность и продолжительность)

2. Начать урок можно с исторического факта

В общем, забавный был случай.

Расскажите у себя в классе

!

Более 1000 лет назад великий арабский ученый и врач Ибн Сина (Авиценна) показал, к чему приводит длительный стресс. Он держал на привязи двух баранов. Кормил их одинаково. Но рядом с одним бараном была клетка волка. Испытуемое животное, которое содержалось пососедству с волком, находилось в безопасности, но тем ни менее, быстро начало худеть и скоро погибло.

 

После этой истории вы (учитель субботней школы) сможете умело провести "мостик" к основной теме беседы. Что-то вроде:

Итак мы видим , сколь губительным может оказаться стресс: как для животного, так и для человека. Господь в Своем Слове оставил нам повествования о людях, которые так же испытывали влияние стресс-факторов. И сегодня на уроке субботней школы мы познакомимся с ними, и получим хорошие библейские советы для освобождения от этого тяжелого эмоционального состояния.

Назад к оглавлению

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

О том, что такое прогрессивные цели вы можете прочитать в библиотеке статей сайта. ЗДЕСЬ>>

1. Стресс - как часть жизни

В первую очередь наши с вами ученики примут стресс, как неотъемлемую часть жизни. Иногда он оказывает нам помощь, когда нужно мобилизироваться. Иногда, когда напряжение очень велико или очень продолжительно, он оказывается нашим врагом. Чтобы благополучно пережить испытание (стресс) необходимо 2 вещи: профилактика стресса и меры по выходу из него. Ведя здоровый образ жизни и доверяя Богу, можно достичь того и этого.

Дипрессия часто сопутствует стрессу. Это период истощения эмоциональных сил после сильного перенапряжения.

Стресс (адаптационная реакция) имеет 3 стадии (см. рисунок):

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

В 3-ей книге Царств 17-19 мы читаем о том, как пророк Божий Илия перенес сильный стресс в своей жизни.

  1. Стадия мобилизации ознаменовалась событиями на Кармиле.
  2. Когда пророк молился о дожде, его силы были уже ослаблены.
  3. И наконец послание Иезавели застало пророка в стадии истощения.

Цитата

Т

"И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них. Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом" (3-я Царств 19:2-5).

Временная депрессия бывает после успеха. Вот как пишет об этом Дух Пророчества.

Цитата

Т

"Временная депрессия бывает после успеха. - Но часто твердая вера и блестящие успехи сменяются чувством сомнения. В таком положении оказался и Илия. Он опасался, что начавшееся на Кармиле пробуждение не продлится долго, и отчаяние охватило его. Под защитой Всевышнего он выдержал жесточайшие испытания веры, но в этот час отчаяния, когда угрозы Иезавели раздавались в его ушах и казалось, что сатана одержит над ним победу благодаря заговору этой нечестивой женщины, он утратил надежду на Бога. Его вера достигла наивысшей точки, но последующая реакция была ужасна" (Пророки и цари, с. 161, 162 [1917]).

2. Меры по преодолению стресса

Ученики вашего класса по достоинству оценят эффективность мер, направленных на преодоление стресса. Профилактические (предупредительные) меры перекликаются с мерами по преодолению стресса. Их можно использовать как в стрессовой ситуации, так и заблаговременно.

Спросите у себя в классе

?

  • Какой пище вы отдали предпочтение, чтобы побыстрее выйти из стресса?
  • Как изменилось ваше суточное потребление воды, когда вы справлялись со стрессом?
  • Как обстояло дело с физической нагрузкой? Смогли ли себя уговорить выполнять упражнения?
  • Сколько спали? Спали ли дополнительно днем?
  • Была ли у вас возможность выговориться? Поддержал ли вас кто-либо из близкий друзей?
  • Какое утешение (обетование) от Господа вы получили, переживая стресс и напряжение?

Помимо уже перечисленных физиологических составляющих успешного выхода из стресса, можно использовать и другие методы. В последнее время появилось много антистресс-тренгов, предлагающих свои услуги. Существует три основных уровня управления стрессом:

  • НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ СИМПТОМОВ. Тут хорошо помогают физ. нагрузка, вода, правильное питание, сон и т.д.
  • УМЕНЬШЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ. Опять физическая нагрузка, плюс релаксация (учимся напрягать и расслаблять разные группы мышц).
  • УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН. Например, можно проанализировать ошибки мышления (когнитивный подход), изучить влияние типа личности на частоту и силу стрессов. Также хорошо помогает: принять ответственность на себя за события своей жизни (то есть правильный локус-контроль).

Первый уровень — самый лёгкий и даёт наименее стабильные результаты, последний — наиболее трудоёмкий, но зато и наиболее надёжный.

А поскольку все стресс-факторы (проблемы) становятся таковыми из-за нашего к ним отношения, то можно выбрать одну из следующих стратегий.

Стратегии стресс-менеджмента:

  1. Уход от проблемы.
  2. Изменение проблемы.
  3. Изменение отношения к проблеме.

Как автор этого выпуска я понимаю, что наверное пишу здесь много заумных и непонятных для вас слов. Я очень стараюсь популяризировать всю информацию, сжать ее до необходимого минимума, но не уверена, что я делаю ее понятной. Увы.

3. Профилактика стресса

Существуют профилактические меры, которые помогут вам укрепить тело и душу заранее, до того как стресс станет частью вашей жизни. Они просты. Это правильная еда, больше воды, больше отдыха, физические упражнения, солнце, воздержание, поддержка друзей и Господа.

Профилактические (предупредительные) меры перекликаются с мерами по преодолению стресса. Их можно использовать как в стрессовой ситуации, так и заблаговременно.

О пользе еды, о воде, сне и физических нагрузках мы читаем в 3Цар. 19:4-8.

Цитата

Т

"А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива" (3-я Царств 19:4-8).

О спокойствии и отдыхе читаем в Евангелии совет Иисуса ученикам.

Цитата

Т

"И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни" (От Марка 6:30-32) .

Сам Иисус проводил много времени в уединении и молитве.

Цитата

Т

"Но Он уходил в пустынные места и молился" (От Луки 5:16).
"В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (От Луки 6:12).
"Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих" (От Луки 11:1).
"А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился" (От Марка 1:35).

Помимо этого, отдых и понимание Иисус находил в доме Лазаря и его сестер, в Вифании.

Цитата

Т

"Он испытывал сильное чувство привязанности к семье из Вифаниир Часто, устав и истосковавшись по дружескому общению, Он с радостью приходил в этот мирный домр Наш Спаситель ценил покой домашнего очага и неравнодушных слушателей. Он жаждал человеческой чуткости, деликатности и любви" (Е. Уайт. Желание веков, с. 524).

Будет хорошо, если ученики вашего класса примут эти добрые советы по профилактике стрессовых ситуаций.

4. Служение другим - является ли оно способом избавления от стресса?

Является ли служение другим людям антистресс-мерой? Я думаю, вопрос спорный.

В Пособии мы находим накие слова.

Цитата

Т

"В большинстве случаев стресс, связанный с работой, отношениями, деньгами и т. д., эгоцентричен. Сосредоточиться на других, а не на себе - хороший способ снять напряжение. Люди, занятые добровольной работой, общественными проектами, благотворительностью, ощущают более сильное чувство благополучия и удовлетворения, чем те, кто этим не
занимается" (Пособие, тема за ЧТ, 13 января).

Если бы это было абсолютной правдой, то много людей занятых общественными обязанностями, вообще бы никогда не испытывали истощения от своей деятельности. А по статистике стресс - это профессиональная проблема для многих священников, включая миссоинеров. Я повторю это для тех, кто читает по диагонали:

Цитата

Т

"Стресс - профессиональная проблема для многих священников, включая миссоинеров (Foyle 1987)".

Цитировано по книге "Введение в психологию и консультирование. Методики и походы, основанные на христианском мировоззрении" Пол Майер и рдругие.

Для тех,кого я не убедила, вот цитата из Евангелия.

Цитата

Т

" Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" (От Луки 6:45).

Ну, не может эмоционально истощенный человек вскочить и тутже побежать на служение. Ему нужен Иисус, спокойствие и самоанализ. Пример тому - Илия. Ему необходимо было уединение и общение с Господом.

Профессии требующие "служения людям" отличаются самой большой стрессовой нагрузкой. Именно поэтому секретарь кол-центра, учитель в школе или пастор общины должны обладать стрессоустойчивостью, иначе они не продержаться в профессии. Такие люди входят в группу риска заболеть соматическим заболеванием на нервной почве (язва, ИБС, бессоница, частые простуды).

В Пособии, в теме за ЧТ 13 января, автор нас убеждает тем, что Рокфеллер победил стресс решив отказаться от своего состояния, и остаток жизни был филантропом. Я не уверена, но возможно причиной его стресса было его богатство (сравните с советом Иисуса богатому юноше в Мф.19:21). Он избавился от того, что служило фактором стресса. Автор не может использовать этот пример как показательный, на его основе нельзя убедить в том, что общественное служение прописано подобно лекарству всем людям, находящимся в стрессе.

Может я кого-то и огорчила своими выводами. Но все, что я знаю о стрессе, не позволяет мне лукавить на страницах этого еженедельника.

Назад к оглавлению

FISH'КИ К УРОКУ

В этом разделе вас ждет самое интересное - творческие задания, которые можно выполнить на уроке субботней школы с учениками.

1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ "Блиц опрос "

Суть та, что на уроке субботней школы необходимо вспомнить вместе с учениками достаточно большой отрывок текста - 3Цар. 17-19. Если вы станете изучать эти тексты в ходе самого урока, тогда беседа субботней школы превратиться в избу-читальню. Поэтому я предлагаю блиц-опрос.

Цель задания - не только в том, чтобы вспомнить историю с пророком, но и в том, чтобы после перечисления событий из его жизни перейти дальше к Аналитическим вопросам (?А).

Методика проведения творческого задания

  1. Учитель с учениками перечисляет все события из жизни Илии, которые имеют отношение к его стрессу (те, которые даны для изучения в квартальном Пособии). Разумеется, что-то ваш класс перечислит, а что-то забудет назвать. Это нормально.
  2. Учитель называет 2 любых события, и просит дать ответ какое из них произошло раньше. Например, что было раньше: знакомство с вдовой из Сарепты или бегство от Иезавели. Желательно упомянуть те события из жизни пророка, которые ваши ученики запамятовали назвать.
  3. Что предшествовало? Учитель называет 1 событие и просит назвать что было до него и после. Например, до угрозы Иезавели Илия бежал, сопровождая колесницу Ахава, а после он сел под можжевеловым кустом просить себе смерти.

2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ "Выпустить пар "

Автор Пособия предлагает начать урок с такой Фишки, как понтомима.

Цитата

Т

Открывающее упражнение. Попросите каждого из учащихся показать пантомимой, что они любят делать, чтобы «выпустить пар» после тяжелого дня.  Порадуйтесь их ответам, а затем обсудите радость совместной игры и смеха как способ снятия стресса. Запишите все предложенные методы на доске и обратите внимание на различия в методах, в зависимости от типов личности и пола: некоторые любят побыть в одиночестве, другим нравится быть в компании и пообщаться, чтобы снять стресс. Одни предпочитают физические упражнения, а другие - сон или хобби.

Хорошое упражнение для разогрева группы. Кому понравилось, используйте в начале урока в качестве "Мотивации".

Назад к оглавлению

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стресс на работе

Упражнение расчитано на работающуу аудиторию. Т.е. если у вас в классе почти все ученики (студенты и пенсионеры отдыхают).

  • Раздайте своим ученикам распечатку с факторами стресса, которые могут иметь место на работе. Предложите им проверить себя, насколько перечисленные там проблемы встречаются в их сфере труда.
  • Предложите им (можно на обратной стороне листка или отдельно в блокноте ) записать несколько библейских обетований, которые помогают в подобных случаях.

Скачать макет ля печати ЗДЕСЬ>>

Назад к оглавлению

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга